ЦЭМП о нас

В июле 1990 года в соответствии с Постановлениями союзного и республиканского Советов Министров и решением Мосгорисполкома за №1277 в Москве была создана Служба экстренной медицинской помощи, предназначенная для ликвидации медицинских последствий кризисных и чрезвычайных ситуаций.

Через год, в 1991 году, в соответствии с Приказом Главного медицинского управления г. Москвы от 29.12.1991 г. №542. был создан Научно-практический центр экстренной медицинской помощи Москвы (НПЦЭМП, ЦЭМП).

Московский городской центр экстренной медицинской помощи является головным учреждением территориальной службы медицины катастроф, которая представляет со­бой одну из приоритетных подсистем Московской городской системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (МГСЧС) и одновременно — составную часть Всероссийской службы медицины катастроф.

ЦЭМП выполняет функции штаба территориальной службы медицины катастроф и является постоянно действующим органом начальника службы — руководителя Департамента здравоохранения. В период ликвидации медицинских последствий ЧС в оперативное подчинение ЦЭМП переходят все лечебно-профилактические учреж­дения, подразделения, формирования и обеспечивающие службы, включенные на функциональной основе в городскую службу медицины катастроф.

Действующая в настоящее время на территории города служба МК ориентирована на средневероятностную величину одномоментных санитарных потерь до 20 тыс. пос­традавших и располагает мощной службой скорой медицинской помощи и  развернутой сетью  базовых, резервных и вспомогательных ста­ционаров. В каждой из больниц Службы создан неснижаемый запас медика­ментов и резерв медицинского имущества, позволяющие обеспечить бесперебойную работу в течение 72 часов.

Целевое предназначение ЦЭМП - обеспечение оперативной и адекватной реакции Московского здравоохранения на кризисные и чрезвычайные ситуации различного типа и масштаба для удовлетворения потребности в экстренной медицинской помощи.

Задачами городского центра медицины катастроф являются:

•      Организация экстренного медицинского обеспечения при возникновении на территории Москвы нештатных и чрезвычайных ситуаций, «событий риска», в том числе при проведении плановых и несанкционированных массовых мероприятий.

•     Осуществление взаимодействия с федеральными, городскими и ведомствен­ными службами, привлекаемыми к ликвидации последствий ЧС.

•     Обеспечение (совместно с санитарно- эпидемиологической службой) санитарного благополучия в зоне ЧС.

•      Организация полноценного информационного обеспечения службы медицины катастроф Москвы.

•     Осуществление комплекса мер, направленных на совершенствование городской службы медицины катастроф и поддержание постоянной готовности подразделений и формирований службы к оперативному переводу на чрезвычайный режим работы.

•     Оценка потенциальной аварийной опасности крупных объектов города и воз­можных вариантов и сценариев развития медико-санитарной обстановки при ЧС.

•     Проведение НИР по актуальным проблемам медицины катастроф, раз­работке эффективных организационных и медицинских технологий с учетом террито­риальных особенностей.

•     Реализация основных мероприятий Департамента здравоохранения по вопро­сам

медицинской службы ГО.


Прерогативными поводами к вызову выездных бригад экстренного реагирования являются кризисные ситуации и события «риска». Бригады Центра участвовали в ликвидации медицинских последствий практически во всех ЧС, произошедших на территории г. Москвы, в том числе: беспорядки в г. Москве в 1991 и 1993 годах, террористические акты на Московском метрополитене в разные годы (ст. м. «Пушкинская», «Лубянка» и «Парк Культуры»), взрывы террористами жилых домов на Каширском ш. и ул. Гурьянова, техногенных, таких как  взрывы газа в жилых домах на Щербаковской ул. и Изумрудной ул., авария в Московском метрополитене у ст. м. «Парк Победы» .и в других ситуациях.  

Неоднократно бригады Центра привлекались для медицинского обеспечения в составе сводных медицинских сил при ликвидации последствий ЧС в Московскую область (например – взрыв в аэропорту «Домодедово») и других регионах (пример - терракт  на Ленинградской ветки РЖД около ст. «Бологое»).

Бригадами Центра осуществляется медицинское обеспечение мероприятий с массовым сосредоточением людей, которые в определенной степени являются «событиями риска» и в ряде случаев требуют серьезной предварительной организационной проработки и привлечения значитель­ного количества медицинских сил.

Сотрудники центра принимали активное участие в медицинском обеспечении Зимних Олимпийских и Паролимпийских игр в г. Сочи в 2014 г. в составе сводного авиамедицинского отряда ВЦМК «Защита».

В соответствии с Соглашением между Правительством Москвы и МЧС России в Московском регионе в 1994 году было организовано оказание экстренной медицинской помощи с использованием вертолетной легкого класса фирмы «Еврокоптер» БО-105 и БК-117, что в условиях крупного города аналогов в нашей стране на тот момент не было. С этого момента на базе оперативно-информационного отдела Центра с 1994 работает вертолетная группа. С 1995 по 2015 год на базе группы работала одна авиамедицинская бригада (АМБ), с 2015 года – 3 АМБ.