Общая информация

В июле 1990 года в соответствии с Постановлениями союзного и республиканского Советов Министров и решением Мосгорисполкома за №1277 в Москве была создана Служба экстренной медицинской помощи, предназначенная для ликвидации медицинских последствий кризисных и чрезвычайных ситуаций.

Через год, в 1991 году, в соответствии с Приказом Главного медицинского управления г. Москвы от 29.12.1991 г. №542. был создан Научно-практический центр экстренной медицинской помощи Москвы (НПЦЭМП, ЦЭМП).

Московский городской центр экстренной медицинской помощи является головным учреждением территориальной службы медицины катастроф, которая представляет со­бой одну из приоритетных подсистем Московской городской системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (МГСЧС) и одновременно — составную часть Всероссийской службы медицины катастроф.

ЦЭМП выполняет функции штаба территориальной службы медицины катастроф и является постоянно действующим органом начальника службы — руководителя Департамента здравоохранения. В период ликвидации медицинских последствий ЧС в оперативное подчинение ЦЭМП переходят все лечебно-профилактические учреж­дения, подразделения, формирования и обеспечивающие службы, включенные на функциональной основе в городскую службу медицины катастроф.

Действующая в настоящее время на территории города служба МК ориентирована на средневероятностную величину одномоментных санитарных потерь до 20 тыс. пос­традавших и располагает мощной службой скорой медицинской помощи и  развернутой сетью базовых, резервных и вспомогательных ста­ционаров. В каждой из больниц Службы создан неснижаемый запас медика­ментов и резерв медицинского имущества, позволяющие обеспечить бесперебойную работу в течение 72 часов.

Целевое предназначение ЦЭМП - обеспечение оперативной и адекватной реакции Московского здравоохранения на кризисные и чрезвычайные ситуации различного типа и масштаба для удовлетворения потребности в экстренной медицинской помощи.

В 2021 году организация получила новое название и статус Государственное бюджетное учреждение здравоохранения города Москвы особого типа "Московский территориальный научно-практический центр медицины катастроф (ЦЭМП) Департамента здравоохранения города Москвы"

Задачи ЦЭМП

Задачами городского центра медицины катастроф являются:

  • Организация экстренного медицинского обеспечения при возникновении на территории Москвы нештатных и чрезвычайных ситуаций, «событий риска», в том числе при проведении плановых и несанкционированных массовых мероприятий.
  • Осуществление взаимодействия с федеральными, городскими и ведомствен­ными службами, привлекаемыми к ликвидации последствий ЧС.
  • Обеспечение (совместно с санитарно- эпидемиологической службой) санитарного благополучия в зоне ЧС.
  • Организация полноценного информационного обеспечения службы медицины катастроф Москвы.
  • Осуществление комплекса мер, направленных на совершенствование городской службы медицины катастроф и поддержание постоянной готовности подразделений и формирований службы к оперативному переводу на чрезвычайный режим работы.
  • Оценка потенциальной аварийной опасности крупных объектов города и воз­можных вариантов и сценариев развития медико-санитарной обстановки при ЧС.
  • Проведение НИР по актуальным проблемам медицины катастроф, раз­работке эффективных организационных и медицинских технологий с учетом террито­риальных особенностей.
  • Реализация основных мероприятий Департамента здравоохранения по вопро­сам медицинской службы ГО.
  • Осуществление контроля за соблюдением организациями Департамента нормативно-правовых требований к антитеррористической защищенности и пожарной безопасности подведомственных объектов;
  • Проведение плановых и внеплановых проверок состояния антитеррористической защищенности и пожарной безопасности объектов Департамента; 
  • Осуществление контроля за поддержанием в исправном состоянии инженерно-технических средств защиты и пожарной безопасности объектов Департамента;
  • Осуществление согласования технических заданий и экспертное сопровождение работ по дооснащению и модернизации объектов Департамента инженерно-техническими средствами защиты и пожарной безопасности;
  • Оказание консультативной помощи организациям Департамента в подготовке материалов и технической документации в сфере антитеррористической защищенности и пожарной безопасности подведомственных объектов; - изучение соответствия качества оказания охранных услуг требованиям заключенных контрактов;
  • Организация взаимодействия с территориальными органами внутренних дел, Управлением Федеральной службы безопасности по городу Москве и Московской области, Главным управлением Росгвардии по городу Москве, Главным управлением МЧС России по городу Москве, в части касающейся антитеррористической защищенности и пожарной безопасности объектов Департамента.