В июле 1990 года в соответствии с Постановлениями союзного и республиканского Советов Министров и решением Мосгорисполкома за №1277 в Москве была создана Служба экстренной медицинской помощи, предназначенная для ликвидации медицинских последствий кризисных и чрезвычайных ситуаций.
Через год, в 1991 году, в соответствии с Приказом Главного медицинского управления г. Москвы от 29.12.1991 г. №542. был создан Научно-практический центр экстренной медицинской помощи Москвы (НПЦЭМП, ЦЭМП).
Московский городской центр экстренной медицинской помощи является головным учреждением территориальной службы медицины катастроф, которая представляет собой одну из приоритетных подсистем Московской городской системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (МГСЧС) и одновременно — составную часть Всероссийской службы медицины катастроф.
ЦЭМП выполняет функции штаба территориальной службы медицины катастроф и является постоянно действующим органом начальника службы — руководителя Департамента здравоохранения. В период ликвидации медицинских последствий ЧС в оперативное подчинение ЦЭМП переходят все лечебно-профилактические учреждения, подразделения, формирования и обеспечивающие службы, включенные на функциональной основе в городскую службу медицины катастроф.
Действующая в настоящее время на территории города служба МК ориентирована на средневероятностную величину одномоментных санитарных потерь до 20 тыс. пострадавших и располагает мощной службой скорой медицинской помощи и развернутой сетью базовых, резервных и вспомогательных стационаров. В каждой из больниц Службы создан неснижаемый запас медикаментов и резерв медицинского имущества, позволяющие обеспечить бесперебойную работу в течение 72 часов.
Целевое предназначение ЦЭМП - обеспечение оперативной и адекватной реакции Московского здравоохранения на кризисные и чрезвычайные ситуации различного типа и масштаба для удовлетворения потребности в экстренной медицинской помощи.
В 2021 году организация получила новое название и статус Государственное бюджетное учреждение здравоохранения города Москвы особого типа "Московский территориальный научно-практический центр медицины катастроф (ЦЭМП) Департамента здравоохранения города Москвы"
Задачи ЦЭМП
Задачами городского центра медицины катастроф являются:
- Организация экстренного медицинского обеспечения при возникновении на территории Москвы нештатных и чрезвычайных ситуаций, «событий риска», в том числе при проведении плановых и несанкционированных массовых мероприятий.
- Осуществление взаимодействия с федеральными, городскими и ведомственными службами, привлекаемыми к ликвидации последствий ЧС.
- Обеспечение (совместно с санитарно- эпидемиологической службой) санитарного благополучия в зоне ЧС.
- Организация полноценного информационного обеспечения службы медицины катастроф Москвы.
- Осуществление комплекса мер, направленных на совершенствование городской службы медицины катастроф и поддержание постоянной готовности подразделений и формирований службы к оперативному переводу на чрезвычайный режим работы.
- Оценка потенциальной аварийной опасности крупных объектов города и возможных вариантов и сценариев развития медико-санитарной обстановки при ЧС.
- Проведение НИР по актуальным проблемам медицины катастроф, разработке эффективных организационных и медицинских технологий с учетом территориальных особенностей.
- Осуществление планирования, подготовка и организация мероприятий по гражданской обороне, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в интересах Департамента здравоохранения города Москвы на функциональной основе.
- Методическое руководство по вопросам планирования и проведения мероприятий по гражданской обороне, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в подведомственных организациях.
- Осуществление контроля за выполнением задач в области гражданской обороны и мероприятий по защите работников от чрезвычайных ситуаций в Департаменте здравоохранения города Москвы и подведомственных организациях.
- Осуществление контроля за соблюдением организациями Департамента нормативно-правовых требований к антитеррористической защищенности и пожарной безопасности подведомственных объектов;
- Проведение плановых и внеплановых проверок состояния антитеррористической защищенности и пожарной безопасности объектов Департамента;
- Осуществление контроля за поддержанием в исправном состоянии инженерно-технических средств защиты и пожарной безопасности объектов Департамента;
- Осуществление согласования технических заданий и экспертное сопровождение работ по дооснащению и модернизации объектов Департамента инженерно-техническими средствами защиты и пожарной безопасности;
- Оказание консультативной помощи организациям Департамента в подготовке материалов и технической документации в сфере антитеррористической защищенности и пожарной безопасности подведомственных объектов; - изучение соответствия качества оказания охранных услуг требованиям заключенных контрактов;
- Организация взаимодействия с территориальными органами внутренних дел, Управлением Федеральной службы безопасности по городу Москве и Московской области, Главным управлением Росгвардии по городу Москве, Главным управлением МЧС России по городу Москве, в части касающейся антитеррористической защищенности и пожарной безопасности объектов Департамента.